«Образовательное пространство детского сада «Мир музеев, глазами детей»
Детский музей русских народных игрушек в детском саду является дополнительным образовательным пространством, где организуются различные виды деятельности с детьми. Главный экспонат музея это матрешки — символ детской игры и развития, и в то же время причастности к русской культуре. Каждая матрешка представляет собой неповторимые элементы росписи: хохлома, гжель, городец. Помимо этого в музее представлены другие виды народного творчества, знакомство с которыми позволяет дошкольникам подробно изучить традиции и ремесло русского народа. Образовательное пространство музея является не только средством изучения народных промыслов, традиций и источником культурного развития, в нём каждый воспитанник может примерить на себя роль экскурсовода или посетителя, проявить творчество и изготовить свой музейный экспонат.
Кроме основного детского музея, развивающая среда детского сада представлена различными мини-музеями в группах. В основе создания каждого из них лежит детский исследовательский проект. Вместе с родителями и детьми проведена кропотливая работа по сбору и изучению каждого экспоната. Отдельное место в этой работе занимает организация взаимодействия между разными возрастными группами. Часто педагогами практикуется такая форма работы, когда воспитанники старшего дошкольного возраста проводят ознакомительные экскурсии в музеи своих групп для малышей. Встречи в формате «Дети для детей», способствуют формированию ответственности за общее дело, развитию коммуникативных навыков, внимательного и бережного отношения к ближнему, проявлению заботы и доброты.
Планирование всей деятельности осуществляется с учетом интересов детей, основной образовательной программой структурного подразделения, программ дополнительного образования, эффективных форм взаимодействия педагогов с воспитанниками и их родителями, а так же современных образовательных технологий, способствующих активной деятельности воспитанников при соблюдении следующих условий:
- учет индивидуально-возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- привитие детям традиционных культурных эталонов;
- создание предметно-развивающей пространственной среды, отражающей ценности культуры и общества;
- обеспечение взаимодействие детского сада с семьей в процессе общекультурного воспитания;
- посещение различных музеев и мини-музеев;
- индивидуальный подход с ориентацией на общечеловеческие понятия, необходимые при освоении общекультурных норм;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка;
- использование проблемно-поисковых и творческих заданий.
Перспективный план реализации направления «Музейная педагогика в детском саду»
На сегодняшний день посредством дополнительного образования в детском саду тематическое направление «Мир музея глазами детей», в образовательные материалы которого входят авторские разработки педагогов детского сада. Данная система работы представлена тремя тематическими блоками:
- «О важных правилах, играя», который направлен на усвоение дошкольниками ключевых норм и правил поведения принятых в обществе;
- «Добро пожаловать в музей», способствующий формированию духовных, социокультурных и нравственных ценностей через различные виды деятельности посредством работы в музее и мини-музеях детского сада;
- «Родник народный культуры», целью которого является знакомство с русской-народной культурой и обычаями.
Детский сад выражает большую благодарность за помощь в создании музеев в детском саду. Организация мастер-классов, родительских гостиных, анкетирования, конкурсов семейного творчества, изготовление и сбор экспонатов, а так же простое ситуативное общение изо дня в день сплачивают педагогов и родителей на благо дальнейшей совместной работы с детьми.